Эфес

Из сотен древних городов и классических руин, Эфес - самый великий город и лучше всех сохранен.

Легенда о основании города Эфес

Согласно легенде, Андрокл, сын афинского правителя Кодра, получил от Дельфийского оракула приказ — основать новый город. Место для нового города ему должны были указать рыба и дикий кабан. Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря и высадился на берегу прекрасной бухты. Как раз в это время местные рыбаки жарили рыбу. От искры, которая вылетела из костра, загорелся куст, из которого выскочил потревоженный кабан. Здесь и был заложен город.

Дикий кабан стал символом города, где ему был установлен памятник.

Во время строительства города Андроклу пришлось встретиться с воинственным племенем амазонок, в одну из которых, Эфесию (что переводится как желанная), он влюбился. В честь неё и был назван город. Позднее почти все амазонки стали женами греков-поселенцев.

История города Эфес

Город основан между XVI—XI вв. до н. э. как ионическая колония греками-ионийцами из Афин.

В VII в. до н. э. аристократическая форма правления в Эфесе сменилась тиранией, а в VI в. до н. э. город был завоёван лидийским царем Крезом. При нём Эфес достиг наибольшего расцвета и пышности. Крез вкладывал средства в новый огромный храм Артемиды. В Британском музее находятся колонны главного фасада этого храма, украшенные рельефами и несущие памятные надписи Креза. Когда в 546 г. до н. э. Крез потерпел поражение от царя Персии Кира, Эфес вошёл в состав Персидского государства.

Во время восстания ионийцев 499 г. до н. э. Эфес сначала присоединился к восставшим, но впоследствии вернулся под власть Персии и принимал участие на её стороне в греко-персидских войнах.

Около 470 г. до н. э. афинянину Кимону удалось вернуть Эфесу свободу, после чего город вошёл в Делосский союз.

Когда началась Пелопоннесская война (431—404 г. до н. э.) между Афинами и Спартой, Эфес оставался на стороне Афин, но около 412 г. до н. э. присоединился к общему восстанию подконтрольных Афинам государств и стал союзником Спарты.

В 401 г. до н. э. Эфес поддержал восстание Кира Младшего против его брата, персидского царя Артаксеркса.

После 386 г. до н. э. город снова завоевали персы.

В 356 г. до н. э. храм Артемиды был сожжен Геростратом, который испытывал маниакальное желание прославиться, но вскоре началось его восстановление, которое поддерживал Александр Македонский, освободивший Эфес от власти Персии в 334 г. до н. э.

Лисимах, один из последоватедей Александра Великого, перенёс город из заболоченной долины на гору и построил новую гавань. Необходимость этого была вызвана начавшейся в городе эпидемией. Но жители города не хотели покидать свои дома. Тогда Лисимах приказал перекрыть доступ к пресной воде жителям старого города, что вынудило их переселиться на новые места.

Эфес поочередно пребывал под властью Египта и Сирии, пока в 189 г. до н. э. одержав победу над Антиохом Великим, римляне не передали его пергамскому царю Евмену II, а в 133 г. до н. э. город вошёл в состав Римского государства.

В 88 г. до н. э. город присоединился к антиримскому восстанию городов Малой Азии, которое возглавил царь Понта Митридат, но уже в 86 г. до н. э. Эфес вернулся под власть Рима, а через два года город обложил тяжелой данью Сулла.

Во время гражданской войны в Риме, которая последовала после убийства Цезаря в 44 г. до н. э., дань с Эфеса получали обе стороны, но при Августе город стал фактически столицей римской провинции Азия и со временем превратился в один из самых красивых городов Римской империи, пока его не разорили готы в 262 г. н. э..

На протяжении долгих столетий средневековья город, который подвергался бесчисленным набегам арабов и пиратов, был не более, чем деревня. В начале правления Османской империи Эфес был предан полному забвению.

Христианская эпоха

Эфес христианской эпохи знаменит тем, что его посетил апостол Павел, и местопребыванием епископа, а также как город, где в 431 году проходил третий Вселенский собор.

В 35 году после проповеди апостола Павла «из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои сожгли пред всеми; и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм» (Деян.19:19).

Здесь проповедовал апостол Иоанн, похороненный в церкви, названной его именем, а также, согласно некоторым средневековым преданиям, в этом городе проживала свои последние годы дева Мария, мать Иисуса Христа. Здесь же была построена первая в мире церковь, освящённая во имя Матери Божьей. С данной местностью связана история семи спящих отроков и житие о Лазаре Галисийском.

Дом Девы Марии

Перед распятием Иисус завещал своей матери заботиться об Иоанне, как о собственном сыне, а Иоанну заботиться о Марии, как о родной матери.

Поскольку апостолы разделили между собой территории для распространения христианства, а территория Малой Азии досталась Иоанну, то он якобы и поселил деву Марию в Эфесе, где она и жила последние годы жизни.

В результате проведенных в конце XIX века. раскопок около горы Панаир, где находится святой источник, около которого местные христиане встречали традиционный праздник, посвященный деве Марии, был выявлен ряд остатков фундаментов, а также куски угля, которые в результате исследований методом Карбон-14 были датированы I в. н. э.

В настоящее время в этой местности (в 7 км от города) находится небольшая церковь, которая является местом паломничества христиан. Мусульмане в этих местах также с глубоким уважением относятся к ней как к святыне.

Также сохранился и источник, воду из которого считают целительной. Около него расположена стена желаний, где каждый может загадать желание, закрепив узелок из любой материи на специально установленных решетках.

Полезные ссылки

Информация об Эфесе на Википедии

 
 

 
 
    Rambler's Top100

Вопросы по сайту

© go-turkey.ru 2008-2010

Партнеры:
Сайт go-Turkey.ru – подробная информация о Турции и отдыхе в Турции