Эфес
Из сотен древних городов и классических руин, Эфес - самый великий город и лучше всех сохранен.
Легенда о основании города Эфес
Согласно легенде, Андрокл, сын афинского правителя Кодра, получил от Дельфийского оракула приказ — основать новый город. Место для нового города ему должны были указать рыба и дикий кабан. Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря и высадился на берегу прекрасной бухты. Как раз в это время местные рыбаки жарили рыбу. От искры, которая вылетела из костра, загорелся куст, из которого выскочил потревоженный кабан. Здесь и был заложен город.
Дикий кабан стал символом города, где ему был установлен памятник.
Во время строительства города Андроклу пришлось встретиться с воинственным племенем амазонок, в одну из которых, Эфесию (что переводится как желанная), он влюбился. В честь неё и был назван город. Позднее почти все амазонки стали женами греков-поселенцев.
История города Эфес
Город основан между XVI—XI вв. до н. э. как ионическая колония греками-ионийцами из Афин.
В VII в. до н. э. аристократическая форма правления в Эфесе сменилась тиранией, а в VI в. до н. э. город был завоёван лидийским царем Крезом. При нём Эфес достиг наибольшего расцвета и пышности. Крез вкладывал средства в новый огромный храм Артемиды. В Британском музее находятся колонны главного фасада этого храма, украшенные рельефами и несущие памятные надписи Креза. Когда в 546 г. до н. э. Крез потерпел поражение от царя Персии Кира, Эфес вошёл в состав Персидского государства.
Во время восстания ионийцев 499 г. до н. э. Эфес сначала присоединился к восставшим, но впоследствии вернулся под власть Персии и принимал участие на её стороне в греко-персидских войнах.
Около 470 г. до н. э. афинянину Кимону удалось вернуть Эфесу свободу, после чего город вошёл в Делосский союз.
Когда началась Пелопоннесская война (431—404 г. до н. э.) между Афинами и Спартой, Эфес оставался на стороне Афин, но около 412 г. до н. э. присоединился к общему восстанию подконтрольных Афинам государств и стал союзником Спарты.
В 401 г. до н. э. Эфес поддержал восстание Кира Младшего против его брата, персидского царя Артаксеркса.
После 386 г. до н. э. город снова завоевали персы.
В 356 г. до н. э. храм Артемиды был сожжен Геростратом, который испытывал маниакальное желание прославиться, но вскоре началось его восстановление, которое поддерживал Александр Македонский, освободивший Эфес от власти Персии в 334 г. до н. э.
Лисимах, один из последоватедей Александра Великого, перенёс город из заболоченной долины на гору и построил новую гавань. Необходимость этого была вызвана начавшейся в городе эпидемией. Но жители города не хотели покидать свои дома. Тогда Лисимах приказал перекрыть доступ к пресной воде жителям старого города, что вынудило их переселиться на новые места.
Эфес поочередно пребывал под властью Египта и Сирии, пока в 189 г. до н. э. одержав победу над Антиохом Великим, римляне не передали его пергамскому царю Евмену II, а в 133 г. до н. э. город вошёл в состав Римского государства.
В 88 г. до н. э. город присоединился к антиримскому восстанию городов Малой Азии, которое возглавил царь Понта Митридат, но уже в 86 г. до н. э. Эфес вернулся под власть Рима, а через два года город обложил тяжелой данью Сулла.
Во время гражданской войны в Риме, которая последовала после убийства Цезаря в 44 г. до н. э., дань с Эфеса получали обе стороны, но при Августе город стал фактически столицей римской провинции Азия и со временем превратился в один из самых красивых городов Римской империи, пока его не разорили готы в 262 г. н. э..
На протяжении долгих столетий средневековья город, который подвергался бесчисленным набегам арабов и пиратов, был не более, чем деревня. В начале правления Османской империи Эфес был предан полному забвению.
Христианская эпоха
Эфес христианской эпохи знаменит тем, что его посетил апостол Павел, и местопребыванием епископа, а также как город, где в 431 году проходил третий Вселенский собор.
В 35 году после проповеди апостола Павла «из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои сожгли пред всеми; и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм» (Деян.19:19).
Здесь проповедовал апостол Иоанн, похороненный в церкви, названной его именем, а также, согласно некоторым средневековым преданиям, в этом городе проживала свои последние годы дева Мария, мать Иисуса Христа. Здесь же была построена первая в мире церковь, освящённая во имя Матери Божьей. С данной местностью связана история семи спящих отроков и житие о Лазаре Галисийском.
Дом Девы Марии
Перед распятием Иисус завещал своей матери заботиться об Иоанне, как о собственном сыне, а Иоанну заботиться о Марии, как о родной матери.
Поскольку апостолы разделили между собой территории для распространения христианства, а территория Малой Азии досталась Иоанну, то он якобы и поселил деву Марию в Эфесе, где она и жила последние годы жизни.
В результате проведенных в конце XIX века. раскопок около горы Панаир, где находится святой источник, около которого местные христиане встречали традиционный праздник, посвященный деве Марии, был выявлен ряд остатков фундаментов, а также куски угля, которые в результате исследований методом Карбон-14 были датированы I в. н. э.
В настоящее время в этой местности (в 7 км от города) находится небольшая церковь, которая является местом паломничества христиан. Мусульмане в этих местах также с глубоким уважением относятся к ней как к святыне.
Также сохранился и источник, воду из которого считают целительной. Около него расположена стена желаний, где каждый может загадать желание, закрепив узелок из любой материи на специально установленных решетках.